ru | ua | en Новости
 
   
   
 
МУЗЕЙ
 
БУЛГАКОВ
 
ФОНД
 
НОВОСТИ
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
 
КОНТАКТЫ
 

 

 

 

 

 

Музей М. Булгакова

Пожалуйста, перед посещением музея,

обязательно звоните!

425 -31-88 (касса музея).

Количество

посетителей в экспозиции ограничено,

у нас могут быть предварительно

записаны группы, особенно в дни

школьных каникул !!!

 

Андреевский спуск, 13

Киев - 70

04070
Украина

Телефон +38 (044) 425-31-88

ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00)

выходной день - среда

в понедельник с 10:00 до 12:00 - санитарный час (большая стирка!)

 

Напоминаем, что 15 мая 2011 года в День рождения М.Булгакова, состоялась презентация книги «М.Булгаков. Киевское эхо».
Составители - Анатолий Кончаковский, первый директор музея и Светлана Ноженко, старший научный сотрудник. В книге представлены сюжетные тексты и «осколки» воспоминаний авторов из круга Булгаковых, которые помогают собрать мозаическое панно – портрет выдающегося Мастера в киевском обрамлении. Смысловая доминанта сборника – размышления о вечных общечеловеческого звучания ценностях в булгаковском преломлении. Ключевые слова: семья, род, родина, прекрасный Город, дом - символ, радостное детство, ностальгическая память. Книга возвращает нас к традициям булгаковского поколения, сумевшего сохранить преемственную связь в сложное время после “великого и страшного” 1917 года

Книга "Михаил Булгаков. Киевское эхо" продается только в музее

Книга была создана при активной поддержке и помощи нашего спонсора УкрСиббанк BNP Paribas Group


 

Фонд содействия музею М. Булгакова в УкрСиббанк BNP Paribas Group

 
 
     День памяти  
16-08-2012
     


                
 
Михаил Булгаков INCOGNITO
Интервью со Светланой Петровной Ноженко о личных вещах и уникальных фотографиях семьи писателя, скрытых от глаз посетителей

14.05.2009, 15:40 // Елена Францева, газета «Новая»

Михаил Булгаков INCOGNITO. «Новая» увидела личные вещи и уникальные фотографии семьи писателя, скрытые от глаз посетителей

В жизни выдающегося писателя и драматурга Михаила Булгакова, который родился в этот день в 1891 году, было много дивных событий, порой даже магических. В этом можно убедиться, побывав в знаменитом Булгаковском музее, что на Андреевском спуске. Слава об этом мистическом доме под №13 ширится, а почитатели творчества писателя напрасно тешат себя мыслью, что знают о Булгакове все. Как оказалось, далеко не всем немым свидетелям эпохи — вещам, пережившим своих гениальных владельцев, —суждено занять почетные места в музейной экспозиции. В темных таинственных хранилищах они ждут лучших времен и покорно хранят «отблески мира, который никогда больше не повторится».

Украинская племянница Булгакова

.
Нередко работники музеев из лучших побуждений, стремясь продлить жизнь экспоната, подменяют подлинник точной копией. Ведь посетитель экспертизу не устроит и подмены не заметит, а раритет не будет подвержен лишней опасности. В музее Булгакова ложь ради искусства не практикуют, утверждает старший научный сотрудник Светлана Ноженко: «Мы считаем, что в экспозиции должны быть подлинники, ведь это вещи, которые держал человек в теплых своих руках. На них налет времени – патина. Они несут особенную энергетику, потому-то прикоснувшийся к чему-то подлинному, сохраненному испытывает катарсис».
Тем не менее в фондах музея, образно говоря, «пылится» огромное количество интереснейших вещей, взглянуть на которые хоть одним глазком счел бы за честь каждый почитатель творчества писателя.
Светлана Ноженко ревностно хранит ценные экспонаты
Оказывается, дело вовсе не в дефиците выставочных залов. «По концепции, экспозицию музея мы строили на стыке двух миров, двух пространств – реального булгаковского и литературного романного (героев романа «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич «поселил» в любимом киевском доме). Материала, заслуживающего внимания, много: это и коллекция первого директора музея Анатолия Кончаковского из 47 экспонатов, с которой, собственно, начинался музей, экспонаты, подаренные дочерьми сестер писателя, старшая из которых, Ирина Леонидовна Карум, несколько лет назад ушла из жизни, младшие, Елена Андреевна Земская и Варвара Михайловна Светлаева, живут в Москве. А буквально в прошлом году музейный булгаковский фонд пополнился ценной коллекцией «нашей украинской племянницы», как нарекли дарительницу работники музея. И хотя харьковчанка Тамара Константиновна Вертышева формально — племянница супруги писателя, дружба с ней музею особенно дорога. Но, делая хаотическую выставку, нагружая ее бесчисленными экспонатами, мы вряд ли передадим дух булгаковского дома. Экспозиция отличается стройностью, в основе ее – нить, на которую, как бусинки, нанизываются детали жизни и творчества. К тому же мы не выходим за строгие хронологические рамки – киевский период. Вещи, не вписавшиеся в хронологию, не соответствующие замыслу, ожидают своего выставочного представления», — объясняет Светлана Петровна.
Осколки ушедшего мира
Осторожно извлекая из многочисленных папок и конвертов бесценные фотографии, Светлана Петровна раскладывает их на столе. На старинном парадном портрете молодая, элегантная девушка Софья в белом (по моде начала ХХ века) наряде и широкополой шляпе, подпись на обороте: «От любимой свояченицы» и дата – 23 декабря 1913 года. «Это год венчания Михаила Булгакова с Татьяной Лаппа. Дата их студенческой свадьбы, отмечаемой в этом доме. Свояченицей Соня была писателю, а значит, именно ему было подарено фото», — объясняет Светлана Петровна и рассказывает об удивительной судьбе сестры жены писателя Софьи, которая в годы Первой мировой войны тайком ушла из дома, чтобы стать сестрой милосердия. Вот почему на некоторых фотографиях девушка в белом халате в неофициальной обстановке госпиталя.
Сестра милосердия — свояченица Соня
Большинство фотокарточек миниатюрного формата размером со спичечный коробок. Некоторые из них пересвечены, или неконтрастны, как сказали бы мы, — музейные работники говорят, что изображение «угасает». Светлана Петровна объясняет: «Это любительские фотографии, их в этом доме огромное количество. Все члены семьи Булгаковых, особенно младшие братья писателя Николай и Иван, обожали фотографироваться в интерьере дома, во внутреннем дворике, на даче в Буче, где семья каждый год жила с мая по октябрь. Существует целый цикл снимков, где на открытой веранде чудесного дачного домика, увитой виноградными лозами, среди зелени и гроздьев – лица булгаковских детей: сестер, братьев, их друзей».
Любительские фото семьи особо ценятся работниками музея. Ведь это не механическая фиксация человека фотографом, субъективное копирование внешнего образа, а желание заглянуть вовнутрь, попытка поймать психологический настрой. Ведь когда фотокамера в руках кого-то из домашних, мы раскрепощаемся, иногда подыгрываем фотографу, раскрываемся под добрым взглядом близкого человека. Среди снимков находим портрет и жены писателя Таси (так ласково, по семейной традиции, называли домашние Татьяну Лаппа) — жены особенной, венчальной. Светлана Петровна продолжает, раскладывая портреты: «Ее судьба – это судьба личной сестры милосердия доктора Булгакова, который в период Первой мировой войны круглыми сутками мог стоять у хирургического стола, выделяя для отдыха всего пару часов. Ведь миссия доктора – два вечных слова: «Всех спасать». Татьяна ждала и занималась бытом, обеспечивала комфорт при минимальных возможностях, переживала с Булгаковым драматические коллизии периода смены эпох. Остальные жены писателя были иного склада. Они появились в момент славы. А на пике популярности просто необходимо эффектное окружение, неординарная личность рядом с тобой».
Белая магия числа 13
.
На маленькой карточке еле виден, но узнаваем еще совсем молодой Михаил Афанасьевич с сигаретой. Светлана Петровна читает характер по портрету: «Фотография некачественная, любительская, но передающая булгаковскую натуру. Во-первых, здесь студент-Булгаков «как денди лондонский одет» — элегантный костюм, лицо человека самодостаточного, честолюбивого, уверенного в себе, в какой-то степени состоявшегося. Он любил фотографироваться с папироской. Папироска и Булгаков – понятия неразделимые. За день Михаил Афанасьевич выкуривал 13 штук. Как будто сам установил себе эту, чисто киевскую норму, ведь число это было для писателя символом удачи, во всяком случае, в киевские годы: в доме 13 Булгаковы прожили 13 лет, в 13 году состоялась студенческая свадьба Михаила с Татьяной».
.
Как-то Булгаков подарил Тасе граненую пепельницу, которой впоследствии пользовался сам. Она также скрыта от посторонних глаз и выставляется только в особо торжественных случаях – в дни рождения (то есть ее можно увидеть сегодня) и именин (21 ноября) писателя. Эту пепельницу, хранящуюся, как и все реликвии, под надежным замком сейфа, сама Татьяна Лаппа-Булгакова подарила известному московскому булгаковеду Леониду Константиновичу Паршину, а тот не мог не подарить ее музею.
- В фондах булгаковского музея хранятся письма, труды Киевской духовной академии (отец писателя был богословом), печать доктора, друга и однокурсника писателя, женатого на сестре Марины Цветаевой.
- Дядя Михаила Афанасьевича по материнской линии также был доктором, прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца», поэтому в музее можно найти немало раритетных экзотических медицинских инструментов и препаратов: хирургические ножницы, ампулы немецкой фирмы Bayer, аналитические весы, шприцы.
- Сохранились чашка, подстаканник писателя, сухарница знаменитой фирмы «Фраже», тарелка с изображением
рыбы — символа Христа, необычные для нашего взгляда подставки под столовые приборы с выемками под ложки, вилки и ножи, раритетные книги.
- Среди раритетных книг — уникальный экспонат: роман «Мастер и Маргарита», переписанный от руки шестнадцатилетним художником-ювелиром Русланом Геннадиевичем Бойко. Шрифт выведен так скрупулезно, что от работы печатной машинки не сразу отличишь.
- Хранится в закромах музея и запонка Булгакова в виде жемчужины, и белая пепельница-ракушка. Надо заметить, во времена молодости писателя символом особого франтовства у гимназистов считалась трость. Есть такая и в музее. На ней инициалы — М.Б.
- Как известно, Булгаков интересовался судьбой Жана Батиста Мольера, написал биографическую книгу из серии ЖЗЛ «Жизнь господина де Мольера», пьесу «Кабала святош», которую запретили к постановке. Судьба французского комедиографа близка Булгаковской, ведь так же, как Мольер был гоним Людовиком XIV, Булгаков стал невостребованным во время тоталитарного режима Сталина.
Мечта писателя попасть в Париж и увидеть мольеровские места так и не сбылась, но в музей из французской столицы прибыла символическая копия посоха «Бригодье», стуком которого открывали спектакли в мольеровском театре Комеди Франсез. Теперь с его помощью каждый месяц 13 числа в музее открываются музыкальные вечера.
Продолжая тему. В темной-темной комнате...
В святая святых – импровизированном хранилище — под контролем специальных приборов, регулирующих влажность и температуру воздуха, экспонаты ждут лучших времен. Сохранить их в целости – дело непростое. Особенно капризна бумага – книги, письма, документы – слишком сухой или чересчур влажный воздух разрушает их. А для фотографий губителен даже обычный дневной и электрический свет, из-за него изображение «угасает». Ценные снимки, как жизнь сказочного Кощея, хранят под семью замками: в специальной, защищающей от отпечатков пальцев микалентной бумаге, бумаги в конвертах, конверты в ящичках, ящички в темной комнате. Каждая вещь в музейном фонде – отдельная единица хранения. Все они составляют группы (фотографии, книги, драгметаллы и т.д.). За каждую группу отвечает определенный работник музея, тревожа экспонаты лишь в особых случаях, прикасаясь к ним только в белых тряпичных перчатках. Хранящийся экспонат ждет своего звездного часа, ведь то, что его положили на полку,
не означает его ненужность. Придет время, и старые вещи, пережившие хозяев, займут свои привычные места.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
     
 
© Все права защищены. Размещение материалов с данного сайта только с разрешения администрации.